Прокуратура информирует

Нет – наркотикам!

Проблема потребления наркотических средств по-прежнему не теряет своей актуальности.

Наркомания – тяжелое заболевание, которое начинается со случайного приема наркотика с последующим формированием привычки систематического его употребления и развитием непреодолимого влечения к постоянному приему, то есть к наркотической зависимости организма человека.

Потребление наркотиков не только представляет угрозу жизни и здоровью отдельному человеку, но и опасность для всего общества. Молодёжь, особенно несовершеннолетние, в силу присущих ей социально-статусных и возрастных особенностей является наиболее уязвимой категорией людей для начала употребления наркотиков либо психотропных веществ.

Наркотики – это вещества синтетического или естественного происхождения, употребляемые с целью одурманивания состояния либо снять боль.

Проблема наркомании – одна из самых острых, с каждым годом увеличивается количество наркоманов. Наркотики наносят существенный вред организму, разрушают тело и разум, часть из них не растворяется в крови, в результате чего может образоваться тромб, а затем начаться гангрена. Заметно влияют наркотики на состояние кожи (желтеет), потенцию, ускоренное отмирание нейронов мозга. Разрушение детского либо подросткового организма происходит заметно быстрее, чем у взрослых. Одним словом, наркотики наносят людям только вред и горе в семье. Освободится от наркозависимости удается считанным людям путем преодоления «ломок» организма и других побочных и длительных негативных ощущений.

Государство заинтересовано в том, чтобы его граждане не употребляли наркотики, чтобы создавали счастливые и многодетные семьи.

В целях профилактики наркомании государство установило ряд серьезных запретов и наказаний за употребление и распространение наркотиков.

Так, статьей 17.1. Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, за незаконный посев и (или) выращивание растений либо грибов, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, без цели их сбыта или изготовления либо иного получения наркотических средств или психотропных веществ, предусмотрена административная ответственность в виде штрафа в размере 20 базовых величин (по состоянию на 04.04.2022 базовая величина составляет 32 рубля).

Статья 329 Уголовного кодекса Республики Беларусь предусматривает уголовное наказание вплоть до лишения свободы на срок до 3 лет за незаконный посев и (или) выращивание растений либо грибов, содержащих наркотические средства или психотропные вещества в целях их сбыта или изготовление либо иного получения наркотических средств или прихотропных веществ.

Статьей 19.3. Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, за появление в общественном месте в состоянии, вызванном потребление наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность предусмотрен штраф от 5 до 10 базовых величин, за потребление в общественном месте — штраф от 10 до 15 базовых величин.

За незаконный оборот наркотиков (изготовление, переработка, приобретение, хранение, перевозка или пересылка) без цели сбыта предусматривается максимальная уголовная ответственность по статье 328 Уголовного кодекса Республики Беларусь в виде лишения свободы сроком до 5 лет, а за те же действия с целью сбыта — максимальное наказание в виде лишения свободы сроком до 8 лет.

Следует отметить, что лицо, добровольно сдавшее наркотические средства и активно способствовавшее выявлению или пресечению преступления, связанного с незаконным оборотом этих средств, изобличению лиц, их совершивших, освобождается от уголовной ответственности.

Заместитель прокурора
Дубровенского района
младший советник юстиции                                             Д.В. Кубраков

О порядке использования авиамоделей, беспилотных летательных аппаратов

Правоприменительная практика свидетельствует о том, что в Республике Беларусь систематически допускаются нарушения порядка использования воздушного пространства с применением авиамоделей и беспилотных летательных аппаратов.

Основной причиной этому служит незнание либо игнорирование владельцами (пользователями) указанных летательных аппаратов требований законодательства по организации и выполнению полетов.

Согласно Указу Президента Республики Беларусь от 25.02.2016 №°81 «Об использовании авиамоделей», под авиамоделью понимается летательный аппарат без человека на борту, управление полетом которого возможно только при условии визуального контакта с ним, а также неуправляемый свободнолетающий аппарат’

Запрещается использование авиамоделей:

– в пределах зон, запрещенных для использования авиамоделей, без согласования с государственными органами (организациями), в интересах которых установлены такие зоны согласно перечню (ознакомиться с графическим перечнем можно на сайте ГУП «Национальное кадастровое агентство»);

– в случаях, определяемых Службой безопасности Президента Республики Беларусь, в соответствии с Законом Республики Беларусь «О государственной охране»;

– на высоте, превышающей 100 метров от уровня земной (водной) поверхности;

– общей массой более 0,5 килограмма без соответствующей маркировки авиамодели (маркировка авиамодели – нанесение символов, букв, цифр посредством гравировки или с применением средств, стойких к атмосферным воздействиям, осуществляется ее владельцем).

При использовании авиамодели пользователь обязан:

– выполнять требования, предусмотренные Правилами использования авиамоделей в Республики Беларусь, утвержденными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16.08.2016 №636:

 – соблюдать правила ее эксплуатации и выполнять требования безопасности, предусмотренные производителем (изготовителем) авиамодели;

– принимать все возможные меры (вплоть до прекращения использования авиамодели) в случае возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью и (или) имуществу физического лица (индивидуального предпринимателя), имуществу юридического лица.

Наиболее широко в Республике Беларусь используются беспилотные летательные аппараты. Беспилотные леттательные аппараты осуществляет полет вне условий визуального контакта с ним посредством FPV-очков, ноутбука, планшета, мобильного телефона, иного устройства.

В силу требований п. 103 Авиационных правил полетов в воздушном пространстве Республики Беларусь, утвержденных постановлением Государственного комитета по авиации Республики Беларусь и Министерства обороны Республики Беларусь №7/30 от 01.06.2004, полеты беспилотных летательных аппаратов над населенными пунктами, за исключением сельских, запрещены. Для выполнения в Республике Беларусь официального полета беспилотником его владелец обязан подать план полета или заявку на использование воздушного пространства Республики Беларусь в центр Единой системы организации воздушного движения. Подача названных документов осуществляется посредством системы «Интеренет-Заявка» РУП по аэронавигационному обслуживанию воздушного движения «Белаэронавигация» через личный кабинет после предварительного заключения договора на обслуживание с названной организацией.

Обязательным условием в случае выполнения беспилотником полета с одновременным осуществлением аэрофотосъемки является наличие у пользователя воздушного пространства разрешения Генерального штаба Вооруженных Сил.

Нарушение правил использования воздушного пространства влечет за собой административную ответственность по ст. 18.35 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях с наложением взыскания в виде предупреждения или штрафа (на физическое лицо – до 20 базовых величин, на юридическое лицо – до 50 базовых величин). Ответственность за повторное совершение такого же правонарушения в течение года наказывается штрафом: для физического лица в размере от 10 до 50 базовых величин, для юридического лица – от 20 до 100 базовых величин.

В настоящее время национальным законодательством прямо не предусмотрена уголовная ответственность за нарушение правил использования беспилотных летательных аппаратов в воздушном пространстве Республики Беларусь. Однако в зависимости от наступивших последствий действия виновного лица могут быть квалифицированы по ст.ст. 147, 149, 153, 155, 218, 219, 314, 339, 289 либо иным статьям Особенной части Уголовного кодекса Республики Беларусь.

Одновременно обращается внимание, что положения Указа Президента от 05.06.2019 №215 позволяют военнослужащим (сотрудникам) воинских формирований и органов внутренних дел, работникам военизированной охраны применять специальные средства, оружие, боевую и специальную технику по пресечению полетов беспилотных летательных аппаратов (авиамоделей), которые совершаются в нарушение действующего законодательства.

Заместитель прокурора

Дубровенского района                                                                           Д.В. Кубраков

Защита социальных прав граждан на особом контроле

Изучить и максимально охватить все сферы жизнедеятельности предприятий и хозяйств района, активизировать деятельность государственных органов, организаций и учреждений, иных субъектов, чтобы исключить нарушения законодательства и недостатки в ней, такую задачу ставит перед собой прокуратура Дубровенского района.

Одним из приоритетных направлений в деятельности прокуратуры является осуществление надзора за исполнением законодательства о труде.

Так, в прокуратуру Дубровенского района в конце января текущего года поступило обращение Д. о невыплате ему в течение трех недель сельскохозяйственным предприятием района, в котором работает по контракту, среднего заработка за время трудового отпуска.

Согласно статьи 176 Трудового кодекса Республики Беларусь, наниматель обязан выплатить средний заработок за время трудового отпуска не позднее, чем за два дня до начала отпуска.

В нарушение данной нормы, согласно материалам проведенной проверки, до обращения Д. в прокуратуру района ему не был выплачен его средний заработок за время трудового отпуска. По требованию прокуратуры района данному работнику на основании предписания прокурора района в течение трех дней были выплачены причитающиеся суммы. За допущенные нарушения законодательства о труде в отношении виновного лица возбуждено дисциплинарное производство.

Хотелось бы обратить внимание граждан, работников и нанимателей, что в соответствии с Конституцией Республики Беларусь лицам, работающим по найму, гарантируется справедливая доля вознаграждения в экономических результатах труда в соответствии с его количеством, качеством и общественным значением, в связи с чем при нарушении нанимателями действующего законодательства необходимо незамедлительно обращаться в компетентные органы за защитой своих прав и законных интересов.

Помощник прокурора

Дубровенского района                                                                          К.Н. Поцкалёва

Уголовная ответственность несовершеннолетних

В соответствии со статьей 27 Уголовного кодекса Республики Беларусь, уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко времени совершения преступления шестнадцатилетнего возраста, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.  Лица, совершившие запрещенные настоящим Кодексом деяния в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет, подлежат уголовной ответственности лишь за: убийство (статья 139); причинение смерти по неосторожности (статья 144); умышленное причинение тяжкого телесного повреждения (статья 147); умышленное причинение менее тяжкого телесного повреждения (статья 149); изнасилование (статья 166); насильственные действия сексуального характера (статья 167); похищение человека (статья 182); кражу (статья 205); грабеж (статья 206); разбой (статья 207); вымогательство (статья 208); хищение имущества путем модификации компьютерной информации (статья 212); угон транспортного средства или маломерного судна (статья 214); умышленные уничтожение либо повреждение чужого имущества (части 2 и 3 статьи 218); захват заложника (статья 291); хищение огнестрельного оружия, боеприпасов или взрывчатых веществ (статья 294); умышленное приведение в негодность транспортного средства или путей сообщения (статья 309); хищение наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов (статья 327); незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов (части 2–5 статьи 328); хулиганство (статья 339); заведомо ложное сообщение об опасности (статья 340); осквернение сооружений и порчу имущества (статья 341); побег из исправительного учреждения, исполняющего наказание в виде лишения свободы, арестного дома или из-под стражи (статья 413).

Согласно статье 109 Уголовного кодекса Республики Беларусь, к лицу, совершившему преступление в возрасте до восемнадцати лет, могут быть применены следующие наказания: общественные работы; штраф; лишение права заниматься определенной деятельностью; исправительные работы; арест; ограничение свободы; лишение свободы.

Статьей 117 Уголовного кодекса республики Беларусь предусмотрено, что если в процессе судебного рассмотрения будет установлено, что исправление несовершеннолетнего, осуждаемого за совершение преступления, не представляющего большой общественной опасности, или впервые осуждаемого за совершение менее тяжкого преступления, возможно без применения уголовного наказания, суд может постановить обвинительный приговор и применить к такому лицу вместо наказания принудительные меры воспитательного характера.

Суд может применить следующие принудительные меры воспитательного характера:

1) предостережение, заключающееся в разъяснении несовершеннолетнему последствий повторного совершения преступлений, предусмотренных настоящим Кодексом;

2) возложение обязанности публично или в иной форме, определяемой судом, принести извинение потерпевшему;

3) возложение на несовершеннолетнего, достигшего пятнадцатилетнего возраста ко дню постановления приговора, обязанности возместить своими средствами или устранить своим трудом причиненный ущерб при условии, что несовершеннолетний имеет самостоятельный заработок и размер ущерба не превышает его среднемесячного заработка (дохода). В ином случае возмещение ущерба производится в порядке гражданского судопроизводства;

4) ограничение свободы досуга несовершеннолетнего на срок от одного до шести месяцев, заключающееся в возложении на него обязанности соблюдения определенного порядка использования свободного от учебы и работы времени. Суд может предусмотреть запрет посещения определенных мест, использования определенных форм досуга, в том числе связанных с управлением механическим транспортным средством, ограничение пребывания вне дома в определенное время суток, обязанность являться для регистрации в орган, осуществляющий контроль за поведением несовершеннолетнего;

5) помещение несовершеннолетнего на срок до двух лет, но не долее чем до достижения им восемнадцатилетнего возраста в специальное учебно-воспитательное или специальное лечебно-воспитательное учреждение. Пребывание осужденного в специальном учебно-воспитательном или специальном лечебно-воспитательном учреждении может быть прекращено досрочно судом, если несовершеннолетний исправился и нет необходимости в дальнейшем применении указанной принудительной меры воспитательного характера, а равно в случаях возникновения обстоятельств, препятствующих нахождению осужденного в этих учреждениях.

В феврале 2022 г. судом Дубровенского района рассмотрено уголовное дело в отношении учащейся одной из школ Дубровенкого района В., которой органами предварительного расследования было предъявлено обвинение в том, что она в ноябре 2021 г., находясь одна в учебном классе школы, тайно похитила мобильный телефон из рюкзака своего одноклассника, который вместе с другими учениками находился в спортивном зале. Завладев чужим имуществом, В. покинула школу и направилась к себе домой, однако пользовалась чужим имуществом она не долго.

Вечером того же дня к ней домой приехали сотрудники милиции и после непродолжительной беседы с В. и ее родителями, она выдала телефон и рассказала об обстоятельствах совершенной ею кражи.

В судебном заседании В. чистосердечно раскаялась в совершенном преступлении, вину признала в полном объеме. С учетом личности обвиняемой, полным возмещением ущерба, заглаживаем обвиняемой нанесенного преступлением вреда путем принесения потерпевшему извинения, а также ходатайства потерпевшей стороны – о прекращении производства по делу в связи с примирением, уголовное дело в отношении В. было прекращено с освобождением ее от уголовной ответственности.

Уважаемые родители!

Приучать ребенка к правилам жизни в обществе следует с детства, каждый ребенок должен знать, что нельзя брать чужие вещи.

Воспитывайте у детей чувство ответственности за свои поступки, за свои слова и обещания, акцентируйте их внимание на важность в дальнейшей жизни вырабатывать у себя самодисциплинированность в поведении.

Будьте для своих детей в этом примером, ведь чему бы Вы их не учили, поступать они будут так же как Вы.

Заместитель прокурора

Дубровенского района

младший советник юстиции                                                 Д.В. Кубраков

Защита Республики Беларусь – священный долг ее гражданина

Согласно ст. 57 Конституции Республики Беларусь защита Республики Беларусь – обязанность и священный долг гражданина Республики Беларусь, порядок же прохождения воинской службы, основания и условия освобождения от воинской службы либо замена ее альтернативной определяются законом, в частности Законом Республики Беларусь от 5 ноября 1992 г. «О воинской обязанности и воинской службе», который, как указано в его преамбуле, устанавливает правовые и организационные основы исполнения гражданами Республики Беларусь воинской обязанности (конституционного долга по защите Республики Беларусь) путем прохождения воинской службы, а также основания и условия освобождения от воинской службы.

Вместе с тем, не все наши граждане в полной мере осознают свой долг и ответственность за защиту Родины.

Так, в 2017 году к административной ответственности за правонарушения, связанные с уклонением от мероприятий призыва либо воинского учета, привлечено 20 жителей Дубровенского района, 11 из которых подвергнуто различного рода взысканиям по ч. 3 ст. 25.1 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, в качестве санкций за неявку без уважительных причин на мероприятия по призыву на воинскую службу по повестке или направлению военного комиссариата (обособленного подразделения военного комиссариата) (в том числе неявку гражданина, отказавшегося от получения таких повестки или направления) или в сроки, установленные законодательством, если данная неявка не воспрепятствовала принятию и (или) реализации решения призывной комиссии (военного комиссара) об исполнении гражданином воинской обязанности, предупреждение или наложение штрафа в размере до пяти базовых величин (в настоящее время 122,5 рубля).

Для особенно же «безответственных» призывников ч. 1 ст. 435 Уголовное кодекса Республики Беларусь за уклонение от мероприятий призыва на воинскую службу предусматривает следующие наказания: штраф от 30 до 1 000 базовых величин (от 735 до 24 500 рублей), арест от 1 до 3 месяцев, или ограничение свободы на срок от 6 месяцев до двух лет, или лишение свободы на тот же срок.

А вот уже уклонение от мероприятий призыва на воинскую службу, совершенное путем умышленного причинения себе телесного повреждения, либо симуляции заболевания, либо подлога документов или иного обмана, согласно ч. 2 ст. 435 УК Республики Беларусь наказывается ограничением свободы на срок от 6 месяцев до пяти лет или лишением свободы на тот же срок.

Факты совершения на территории Дубровенского района преступлений, предусмотренных ст. 435 УК Республики Беларусь, единичны, но все же имеют место.

Так, за первый квартал текущего года судом Дубровенского района рассмотрено 2 уголовных дела в отношении «уклонистов» (столько же соответствующих уголовных дел рассмотрено судом района за весь 2017 год).

Один из этих молодых людей, до настоящего времени никуда не устроенный, и не определившийся в жизни, ошибочно решил, что проводить время в праздном, бесцельном безделье – занятие куда более интересное и полезное, чем армейская служба, поэтому он целенаправленно игнорировал мероприятия призыва на службу; ну а второй попросту в силу своих умственных способностей никак не собрался доехать до соответствующих учреждений здравоохранения г. Витебска, чтобы пройти там медицинское обследование, проявляя крайнюю степень безалаберности, он уехал на территорию Российской Федерации на заработки, откуда, что, кстати, вполне закономерно, вернулся с пустыми карманами.

Оба парня на основании ч. 1 ст. 435 УК Республики Беларусь судом района приговорены к довольно крупным для них штрафам: одному – 130 базовых величин на сумму 3 185 рублей, а второму – 100 базовых на сумму 2 450 рублей, и сейчас они вместо физподготовки, изучения вооружения и техники, выполнения иных солдатских обязанностей, в конце концов, саморазвития, озабочены вопросом поиска денежных средств для уплаты этих штрафов, так как, если они уклонятся от наказания в виде штрафа, назначенного приговором суда, при возможности его уплатить, согласно ст. 418 УК Республики Беларусь они могут быть осуждены к аресту на срок от 1 до 3 месяцев.

Почему же священный долг стал для этих юношей неподъемным бременем? Ведь испокон веков служба в армии считалась почетным, уважаемым и престижным делом.

Каждый призывник должен понимать, что нет никакой необходимости уже в самом начале своей сознательной жизни «зарабатывать» себе судимость, уклоняясь от службы в армии, ведь это не какая-то скучная обязанность, а, в первую очередь, возможность, возможность стать сильнее, выносливее, опытнее, ответственнее, в общем – взрослее.

Прокурор

Дубровенского района

советник юстиции                                                                          М.А. Патеев

Сохранить жизнь человека

Эффективность деятельности местных исполнительных и распорядительных органов, иных государственных органов и организаций Витебской области по предупреждению гибели людей от внешних факторов стала предметом обсуждения на координационном совещании по борьбе с преступностью и коррупцией в Витебской области, состоявшемся под председательством прокурора области Сущинского Вадима Валентиновича.

В мероприятии приняли участие руководители правоохранительных и иных государственных органов и учреждений области и регионов, а также прокуроры городов и районов, Витебский транспортный прокурор.

На совещании было отмечено, что государственными и правоохранительными ведомствами, руководителями предприятий и организаций, другими субъектами профилактики области принимаются организационно-практические меры, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций и гибели людей.

За последние 5 лет на территории области снизилось количество погибших в дорожно-транспортных происшествиях, на пожарах, в результате утоплений и несчастных случаев, а также сократилось число умышленных лишений жизни граждан.

Вместе с тем, вопросы охраны жизни и здоровья населения по-прежнему требуют пристального внимания.

В истекшем году от внешних причин умерло 1 172 человека. Наибольшее число граждан погибло в результате пожаров, отравлений алкогольными напитками, самоубийств, дорожно-транспортных происшествий.

При этом по-прежнему актуальна проблема злоупотребления спиртными напитками, которая в большинстве случаев стала основной причиной гибели людей на пожарах, в результате суицидов, дорожно-транспортных происшествий, утоплений.

Пьянство и алкоголизм, незанятость общественно-полезным трудом, бытовое неустройство остаются основными причинами и условиями, способствующими совершению тяжких и особо тяжких преступлений против личности, в первую очередь на семейно-бытовой почве.

Немаловажной является проблема выявления семейных скандалистов, лиц, злоупотребляющих спиртными напитками, а также последующие разработка и применение к ним мер профилактического воздействия.

Нарушения в сфере обеспечения трудовой дисциплины и охраны труда зачастую становятся причинами производственного травматизма и профессиональных заболеваний.

Немаловажной является проблема гибели детей от внешних причин. В 2017 году в области от различного рода внешних факторов погибло 27 детей, в текущем году уже – 4 ребенка.

Несчастным случаям с гибелью несовершеннолетних, наряду с ненадлежащим выполнением родителями своих обязанностей по контролю за поведением детей, способствует в ряде случаев формальный подход субъектов хозяйствования, органов местной власти и управления к исполнению требований законодательства об укреплении общественной безопасности и дисциплины. Требует усиления работа учреждений образования по предупреждению суицидального поведения подростков. В целях повышения личной ответственности родителей за своих детей необходимо активнее проводить разъяснительную работу и обучение основам безопасности жизнедеятельности.

По итогам совещания принято решение, направленное на повышение эффективности работы заинтересованных ведомств по вопросам предупреждение гибели граждан от внешних причин с закреплением ответственных исполнителей.

Начальник организационно-nконтрольного

отдела прокуратуры области                                                                     Татьяна Лисовская

Также обратите внимание: